На российском рынке топлива наблюдается тревожная ситуация, которая напоминает экономический парадокс. По последним данным, начиная с августа, маржа розничной торговли бензином перестала быть положительной: для АИ-92 она показала -1,1 рубля за литр, а для АИ-95 – -1,4 рубля. Это означает, что автозаправочные станции, чем больше они продают, тем больше убыточностью сталкиваются.
Текущая ситуация с ценами
В отличие от бензина, дела на сегменте дизельного топлива выглядят гораздо лучше — маржа составляет +8,1 рубля за литр. Однако «солярка» не так популярна среди водителей, поэтому основная масса предпочитает именно бензин.
Самой заметной причиной растущих цен является бурный рост отпускных цен, установленных нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ). Эти заводы определяют, по каким ценам топливо поступает на автозаправки, и если закупочная цена слишком высока, о продаже без убытков приходится забыть.
Летние биржевые котировки на бензин росли практически без остановки. В начале августа цена на АИ-95 установила новый исторический рекорд, который ранее был зафиксирован осенью прошедшего года. Например, на Петербургской бирже 8 августа АИ-92 подорожал на 0,41%, достигнув 68 599 рублей за тонну, а АИ-95 вырос на 0,8%, до 80 206 рублей.
Это, в свою очередь, вызвало рост цен на розничном рынке. По статистике Росстата, к 4 августа цена бензина на автозаправках в России выросла на 4,9% с начала года, что превышает официальную инфляцию за тот же период (4,37%). Таким образом, пока общественность успокаивают стабильными ценами на продукты, топливо уверенно поднимается в цене.
Обещания и реальность
В Министерстве энергетики России заверяют, что паниковать не стоит и рынок полностью обеспечен бензином. Проблемы с поставками возникли из-за внеплановых ремонтов на НПЗ, но их планируют устранить в кратчайшие сроки. Некоторые заводы уже увеличивают переработку нефти и выпуск топлива, чтобы предотвратить дальнейший рост цен.
Несмотря на обещания чиновников, как показывает практика, фактическая ситуация на заправках и заявления власти часто не совпадают. Многим кажется, что эта проблема переросла в вопрос национальной экономики: когда цены на бензин растут быстрее инфляции, повышаются и затраты на продукты, услуги и транспорт. Для простых граждан такие «рекорды» становятся серьезной нагрузкой.































