Министр промышленности и торговли России Антон Алиханов предложил остановить льготный режим ввоза иностранных самолетов. Это решение вызвано стремлением поддержать отечественных производителей. Но в условиях реальности, когда иностранные самолеты и так не поставляются в страну, возникает вопрос: защищать ли то, чего, по сути, нет?
Зачем отменять льготы для импорта?
По мнению министра, действующий режим временного ввоза мешает российским авиапроизводителям конкурировать с зарубежными аналогами. Этот режим ранее позволял безвозмездно использовать иностранные самолеты на территории ЕАЭС. Однако ситуация изменилась — после 2022 года количество иностранных бортов резко сократилось, а многие из них столкнулись с проблемами в страховании.
Сколько самолетов на самом деле летает в России?
По официальной статистике, в настоящее время для выполнения внутренних рейсов используется около 540 иностранных самолетов и лишь 150 отечественных (таких как SSJ-100 и Ту-204/214). Когда статистики говорят о 1000–1200 воздушных судов, это включает в себя не только пассажирские лайнеры, но и правительственные и вертолетные машины, что создает иллюзию стабильности.
Обещания и реальность
Правительство ранее объявило о планах производить 214 новых отечественных самолетов, однако фактически было передано лишь девять бывших в эксплуатации машин. В таких условиях попытки защитить внутреннего производителя выглядят всё более абсурдными и неэффективными. По состоянию на 2030 год прогнозируется снижение количества эксплуатируемых самолетов, как отечественных, так и иностранных. Учитывая динамику процессов, новые борты могут стать дефицитом, что ставит под сомнение дальнейшее развитие отрасли.


























