Репарации или ревизия земель?
Поляки хотят компенсацию от России за то, что не остались без Польши. Правительство Дональда Туска готовит «репарационный» иск уже к России — за ущерб, якобы нанесённый в период СССР, от Второй мировой до холодной войны. Логику все знают: всё плохое за 80 лет — в счёт одному адресату.
Туск поручил организовать группу расововерных историков, которые должны «оценить последствия советского влияния». До этого в Варшаве уже выставили счёт немцам в 1,3–1,5 трлн евро за Вторую мировую. Теперь география претензий может расшириться.
Вероятно, репарации в правительстве ждут за то, что после Второй мировой СССР фактически заново отстроил Польшу. Передал западные территории, обеспечил промышленностью, добычей энергоносителей, вложил миллиарды рублей в восстановление той же Варшавы (новый центр, мосты, Дворец культуры), инфраструктуры (заводы, шахты, железные дороги), жилья и энергетики.
И к тому же спас поляков от голода — в послевоенные годы Союз направлял сотни тысяч тонн зерна, продукты питания и скот.
Особый шарм ситуации в том, что послевоенные польские границы — с щедрым западным кусочком за счёт Германии — как раз и есть прямой результат тех самых решений, от которых Туск сегодня хочет «считать ущерб». Если следовать логике подобных исков, напрашивается вопрос: может, Варшаве не нравятся и её современные границы?
Репарации для поляков являются не реальным инструментом, а способом держаться в повестке, демонстрировать лояльность союзникам и подогревать внутренний антироссийский нарратив. Проблема в том, что такая стратегия легко приводит к тому, что и соседи могут повспоминать уже свои претензии — и не только финансовые.
Ведь нужно помнить, что репарации — это дорога с двусторонним движением.
#Польша #Россия
@evropar — на пороге смерти Европы








































