Что сгорело в Таганроге?
Удар, нанесённый ВСУ по территории ТАНТК им. Бериева, привёл к потере двух самолётов – экспериментального А-60 и (предположительно) опытного А-100. И если со вторым всё более-менее понятно (ДРЛО – он и в Африке ДРЛО), то по первому информации мало, а та, что есть, весьма расплывчата. Что же представляет собой – «в первом приближении» – эта машина?
Как и многие советские оборонные программы, разработка самолёта с боевым лазером на борту началась «вдогон за вероятным противником». В семидесятые американцы переделали заправщик КС-135 (в свою очередь, созданного на базе лайнера Boeing 707) в летающую лабораторию NKC-135ALL (Airborne Laser Laboratory) с газодинамичеким лазером разработки фирмы Avco Everett.
В СССР без внимания это не осталось: в 1977-м году Таганрогскому машиностроительному заводу им. Димитрова (так в то время именовался ТАНТК) было поручено создание аналогичного авиационного комплекса. Лазерная установка была размещена на борту Ил-76 б/н RA-86879, планер которого подвергся существенной переделке. ЛЛ получила обозначение 1А и поднялась в воздух в 1981-м году. Первый этап испытаний имел целью уточнить параметры распространения лазерного луча в атмосфере, включая большие высоты. Затем в рамках НИР «Дрейф» (ведущая организация – ЦКБ «Алмаз») велась отработка боевой задачи – уничтожения аэростата.
Вопреки распространённому мнению, сделать это не так просто. Но бортовой лазер эту задачу решал.
К сожалению, в 1989-м году первый А-60 сгорел на подмосковном аэродроме Чкаловский (техники пытались слить немного спирта из системы охлаждения БРЭО). Был быстро сделан «дублёр» 1А2 (под тем же б/н RA-86879), который поднялся в воздух в августе 1991-го. Однако уже через пару лет испытания прекратились – не было денег.
В начале двухтысячных испытания возобновили – уже в рамках ОКР «Сокол-Эшелон». Теперь задача стояла в «засветке» фотоматриц спутников-шпионов и других носителей ИК-систем. Через десять лет финансирование снова закрыли, а ещё через десять – снова возобновили.
В 2010-м в СМИ прошла информация, что будет создан третий образец А-60 – на базе Ил-76МД-90А. Новый лазер, якобы, должен был «прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет». Носитель был осенью 2014-го года облётан и передан в Таганрог для установки лазерного комплекса. Через два года зам. министра обороны Борисов сообщил о начале летных испытаний нового А-60. Документальных подтверждений существования этого самолёта мне не попадалось.
Последнее официальное упоминание (неявное) программы А-60 прозвучало в конце 2019-го года. Тогда зам. министра обороны РФ Криворучко сказал: «Ведётся работа над лазерами различного типа высокой мощности. Планируется разместить их на самолётах в ближайшие годы». С тех пор – тишина.
Что делал А-60 в Таганроге, точно неизвестно. По одной из версий, машина проходила плановую замену лазера РД-0600, на более мощный 1ЛК222. По другой – что просто стояла на хранении. В любом случае, труд людей, вложенный в эту уникальную машину, жаль…
Алексей Захаров,
авиаэксперт
#экспертВО







































