На недавней встрече у вице-премьера Александра Новака представители нефтяных компаний обратились к правительству с просьбой ввести мораторий на обнуление демпфера. Об этом сообщает источник издания «Известия», присутствовавший на обсуждении.
Контекст ситуации в отрасли
Участники совещания акцентировали внимание на сложной экономической ситуации в розничном бизнесе. Продажа топлива на автозаправочных станциях (АЗС) оказалась либо убыточной, либо прибыльность достигла нулевой отметки. Словами одного из участников обсуждения, «экономика переработки крупных нефтяных компаний демонстрирует убытки в размере 5-6 тысяч рублей на тонну».
Несмотря на неблагоприятные показатели, некоторые регуляторы выразили мнение, что на фоне высокой маржинальности в течение последнего года, которая существенно превышала норму, нефтяные компании, возможно, смогут пережить текущие трудности.
Финансовые потоки и ситуация с демпфером
В сентябре выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям в рамках программы топливного демпфера составили 30,5 миллиарда рублей, что значительно ниже 80,4 миллиарда рублей, полученных в июле. Это связано с изменением средней биржевой цены на бензин Аи-92, которая в августе составила 69,34 тысячи рублей за тонну.
Демпферная поддержка активируется только если рост средней оптовой цены не превышает 10% для бензина и 20% для дизтоплива. В 2025 году индикативные цены для этих видов топлива установлены на уровне 60,45 и 57,2 тысячи рублей за тонну соответственно.
Предложения и опасения отрасли
Глава «Газпром нефти» Александр Дюков ранее предложил предоставить правительству право приостанавливать обнуление демпфера в случае форс-мажорных обстоятельств. Тем не менее, управляющий партнер компании «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева выразила сомнения в том, что правительство пойдет навстречу нефтяникам, напомнив о том, что в конце лета обещания о повышении индикаторного значения для бензина остались невыполненными.
По словам генерального директора «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора» Тамары Сафоновой, текущие вызовы требуют гибкости в принятии решений для обеспечения стабильности на внутреннем рынке и оптимизации систем субсидирования.