Центральный банк России вновь поднялся на арену: Эльвира Набиуллина на Московском финансовом форуме предупреждает, что более высокий бюджетный дефицит требует ужесточения денежно-кредитной политики. Это звучит довольно строго и зловеще. Но что это означает для рядовых граждан? Экономист Константин Двинский объясняет.
Регулятор ранее «пугал» перегревом экономики, теперь в качестве угрозы выступает дефицит бюджета. Снижение ключевой ставки? Только осторожно, шаг за шагом, как по минному полю. Однако проблема в том, что именно действия Центрального банка приводят к увеличению этого самого дефицита. Логика тут выглядит довольно замкнуто.
Ключевая ставка: почти 20% против логики
Набиуллина вновь говорила о предсказуемости, инфляционных рисках и необходимости осторожности. Тем не менее, министр финансов Антон Силуанов намекнул: если бы ставку снизить, экономика получит шанс на полноценное развитие.
На данный момент ключевая ставка находится на уровне, считавшемся бы высоким всего пару лет назад – почти 20%. Для понимания, каждый процент снижения ключевой ставки экономит бюджету около 280 миллиардов рублей. Если бы ставка держалась на уровне 10%, страна могла бы сэкономить более 2.5 триллиона рублей, что сопоставимо с финансированием образования и здравоохранения вместе взятыми. Таким образом, значительная часть социальной сферы уходит на обслуживание последствий действий ЦБ.
Обременительные обязательства и их последствия
Сейчас министерство финансов вынуждено занимать под 14,5% годовых, что соответствует доходности новых облигаций федерального займа. Даже если завтра ставка будет снижена, государство еще долго будет расплачиваться за этот дорогой долг.
В результате бюджет страны начинает трещать по швам. Продолжа?ть углубляться в казну возможно только с риском обнаружить там лишь пустую подкладку.
Курс рубля: неожиданные потери для бюджета
Не стоит забывать и о курсе рубля. Министерство финансов изначально прогнозировало курс на уровне 95 рублей за доллар, однако ЦБ усердно укреплял национальную валюту. Хотя это формально снизило инфляцию и выглядело как успех, каждая копейка укрепления негативно сказалась на доходах бюджета.
Таким образом, государственная казна потеряла более 1 триллиона рублей. Это не единичный случай, а системная ошибка: Минфин и ЦБ работают в разных рамках, и в итоге расплачиваются все граждане. С высокими ставками и ухудшающимся курсом рубля государственные потери уже достигают почти 3.5 трлн рублей только в 2025 году, что является неприятной ценой для монетарной политики, где каждое решение ЦБ оборачивается убытками для экономики.